О нас

О районе

Фотогалерея

Прайс-лист

История

Стихи

Турагент-
ствам

Памятка
туристу

Как доехать

Отзывы

Контакты

   

  История заселения Усть-Коксинского района

  Верхнеуймонская инородная управа была расположена на юге калмыцких стойбищ, в долинах рек Катуни и Коксы. Уймонцы так передают npoшлoe своей волости и, в частности, д. Верх-Уймонской, имя которой перешло и на всю управу.

  В конце XV111 столетия в устье р. Аргуты, или Архыты, - правого притока верхней Катуни - жил Гавриил Бочкарев с тремя сыновьями и дядей, имея свое “обзаведение” - дома, мельницу, пашню и проч. Пришел он туда, чтобы укрыться от религиозных преследований, как принадлежащий к старообрядчеству, для чего Аргут и его долина в то время могли служить хорошим убежищем. В конце столетия, вследствие разошедшихся слухов о скрывающихся по Аргуту, Бочкарев нашел для себя удобным “объявиться” русским властям, а затем, по их требованию, выселиться в долину р. Катуни, на так называемую Уймонскую степь (р. Катунь, где она принимает восточное направление, имеет широкую долину, которая и носит название Уймонской степи по имени жившего ранее тут калмыка Уймона; имена трех сыновей которого - Сах-собай, Тентерек и Шеверек - и теперь еще носят окрестные урочища). "Правительство, - говорят уймонцы, - прикрыло его милостивым манифестом и прислало ему бороны и сохи...". Здесь народное предание совпадает со сведениями, приведенными статистическим отделом при Главном управлении Алтайского округа.
  Весьма вероятно, что Бочкарев, "объявляясь начальству", имел в виду незадолго до того бывший случай, когда тридцать селений беглых русских людей, самовольно заселившись в долине р. Бухтармы, послали депутатов к императрице Екатерине 11, прося принять их в русское подданство, что и было сделано: в 1792 году все бухтарминцы были помилованы и вновь присоединены к числу подданных русских, но уже в качестве оседлых инородцев. Семья Бочкарева и положила начало главному селению управы. По объяснению уймонца Семиона Огнева, которому ко времени переписи 1897 г было 90 лет, "Гавриил Бочкарев был беглый, проживал со своим семейством на Аргуте, да на Чулышмане - все переходил с места на место, а потом, что начальство дозналось о нем, и объявился.... Манифест, которым был помилован Бочкарев, состоялся, пo-видимому, в самом конце столетия, при императоре Павле 1, около 1800 г. Селение же основано в 1797 или 1798 годах. Как и бухтарминцы, Бочкарев и его родственники с их семьями были приняты в подданство в качестве оседлых инородцев. Впоследствии к Бочкаревым “по приемке” присоединились с верховьев р. бухтармы Нагибины, Саватеевы и другие такие же “русские инородцы”, как и Бочкаревы, также старообрядцы. Гавриил Бочкарев и переселившиеся к нему бухтарминцы первое время жили под” зайсаном”, т. е. в административном отношении были подчинены родовому управлению алтайских калмыков, а с 1824 г., по определению ясачной комиссии, им было дано собственное управление как оседлым инородцам, и из них образована самостоятельная Уймонскоя инородная управа, к которой были причислены д. Усть-Кокса, заселенная выходцами из Кузнецкого уезда, и д. Катанда - селение новокрещеных на той же степи. К началу ХХ в. к Верхнему Уймону принадлежали заимки, деревни: Горбунова, Теректа, Бузулаево, Окоп, Песчаная, Щепкина, Гагарка, Чернова, Соксобай и Шугаш. Расселение из Верхнего Уймона началось с 1860-х: селились по речкам, впадающим в Катунь.Самая старая заимка - деревня Терехта, первым садчиком которой был Вас. Блинов, выселившийся из Верхнего Уймона для занятия пчеловодством; в начале 1870-х. М. Бочкаревым и другими уймонцами были образованы д. Горбунова на устье р. Терехты, куда затем приселились русские переселенцы, составляющие в настоящее время большинство ее населения.
  В Уймонской долине между деревнями Верхний Уймон и Катандой, на левом берегу р. Катуни, находится большое селение Нижний Уймон, основанное в 1820-30-х годах крестьянами Каннского округа Томской гyбернии. Прежде чем осесть окончательно в Уймонской степи, каннские выходцы пробовали осесть в Алтайской волости, именно приселившись к д. Ая, потом делали попытку осесть на месте, где находится селение Чемал, но также неудачно. Первоначально здесь водворилось 8 семей Ошлыковых, Коноваловых, Знаменских. Все они брали разрешительные приговоры на право водворения на Уймоне у живших в этой местности инородцев. К Ошлыковым и их товарищам через несколько лет присоединилось еще несколько семейств крестьян - Огневы, Подкорытовы, Могильниковы и др., но эти уже не брали у инородцев никаких разрешительных приговоров, а довольствовались согласием на их водворение Ошлыковых и их товарищей, первоначально допущенных инородцами к поселению.
  Вначале, при водворении русских в «степь» Уймонскую, здесь много еще кочевало алтайцев, но постепенно они откочевали в горы. С. Нижний Уймон имело выселок на р. Мульте, носящий ее имя и составляющий с выделившимся его селением в податном и земельном отношении одно целое. В некоторых местах, например, по р. Акчану, землепользование нижнеуймонцев подходило к самой поскотине живущих по этой речке инородцев, что не могло не вызвать со стороны последних неудовольствий.
  В «Памятной книжке Томской губернии на 1904 г.» значились по Уймонской инородной волости: д. Усть-Кокса, в которой имелось волостное правление и две торговые лавки; выселки - Курунда, Кастахта, Баштала, Огневский, Власьевка, Бузулаевский, Пещерский (он же Щелкино), Гагарский, Терехта, Красноярка; деревни - Верхний Уймон (имеется две торговые лавки), Горбунова (одна торговая лавка), Кайтанак (одна торговая лавка), Тюгyрюк. Количество земли, владеемой селениями, распределялось по деревням так: Усть-Кокса - 1277 дес., Верхний Уймон - 1091 дес., Горбунова - 740 дес., Кайтанак - 413 дес.
  По Сентелекской волости значились с. Абай, в котором имелись церковь, миссионерская школа, одна торговая лавка, бывала ежегодно одна семидневная ярмарка, селение владело 16 667 дес. земли; заселок Юстик, где имелась одна старообрядческая “австрийская” церковь и селение владело 4216 дес. земли. По Катандинской волости значились: с. Катандинское, где находилось волостное правление, церковь, церковно-приходская школа, две ярмарки - летняя и зимняя по 7 дней, три кожевенных завода, три лавки,1658 дес. земли, владеемой селением; деревня Нижне Уймонская, где были молитвенный дом, три лавки, два кожевенных завода, 3236 дес. земли.
  Продолжая тему заселения района, хотелось бы остановиться на документах Главного управления Алтайского горного округа, где сохранились рапорты старосты Уймонской инородной управы М. Бочкарева в земельную часть Главного управления Алтайского горного округа о числе улусов и инородческих селений, находящихся в районе Уймонской управы на 1887 г, где значилось 27 улусов и селений, расположенных «вразброс близ деревни Коксы по левую сторону р. Катуни по разным ключам». Среди них встречаются такие имена и прозвания: Адык Серкин, Адар Серкин, Ногой Пакрашев, Садушка Ногоев, Мамай Максимов и др.
  Одна из самых интересных и драматичных - история образования с. Горбунова - отражена в том же фонде, где рассказывается о самовольно заселившихся крестьянах в заселке Горбунова без согласия крестьян из соседних деревень, которые мотивировали это тем, что “земли достаточно, паспорта у них имеются, а налоги платят исправно”. В1895 г начальник Алтайского горного округа Болдырев в рапорте в Кабинет Его императорского величества по поводу образовавшихся без разрешения и отмера земли новых заселков по р. Терехте и Горбуновой посчитал их незаконными и просил дать соответственное распоряжение в виду предстоящего размежевания земель всего Алтайского округа.
  В фонде Главного управления Алтайского округа сохранились книжки хозяйственно-статистических сведений по с. Катандинскому, Нижне-Уймонскому и др. за 1907 г, в частности, есть материалы о хозяйстве проживающих в с. Катанда священника Сергея Романовича Тупикина и потомственного дворянина Патрикея Георгиевича Александрова В них содержатся сведения о хозяйстве, хпебопахатной земле и возделываемых культурах, применении наемных рабочих в весенне-осенний период и урожайности. В фонде Алтайской губернской земской управы в статистическом отделе отложились документы Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г. по селениям Усть-Коксинского района, где имеются следующие сведения: название населенного пункта, его местонахождение, год прихода поселенца в Сибирь, губерния выхода, сословие, национальность, имена и отношение домочадцев к хозяйству, состав хозяйства, грамотность и др.
  Так, по переписи выселка по р. Окол Верхнеуймонского общества Бийского уезда Томской гyбернии значатся пять домохозяев: Бочкаревы Степан Кузьмич, Фетинья Лаврентьевна, Кузьма Иванович, Зиновий Кузьмич, Панкратий Григорьевич. Все являлись приписными к селению, надельными крестьянами, имели лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, а Кузьма Иванович - 37 маралов (всего в его хозяйстве было 170 голов скота). В хозяйстве Фетиньи Лаврентьевны было 27 голов крупнорогатого скота (всего 47 голов), что позволяло ей и ее дочери Аксинье Фоминичне (22 года) быть в д. Усть-Кокса членами общества потребителей по продаже излишков масла. Семья Кузьмы Ивановича и Зиновия Кузьмича являлась членом кредитного общества там же. Двое - Степан Кузьмич и Панкратий Григорьевич-были охотниками. Кроме перечисленного, на выселке по р. Окол занимались земледелием: выращивали яровую пшеницу, рожь, ячмень, овес, коноплю, картофель. В хозяйствах имелся сельскохозяйственный инвентарь: железные и дисковые бороны, жнейки-самосброски, веялки, телеги на железном ходу, конные молотилки, конные косилки и грабли. Грамотной по переписи являлась Бочкарева Аксинья Фоминична.
  Аналогичные сведения по сельскохозяйственной переписи 1917 г. сохранились практически по всем селам Усть-Коксихинского района, заимкам, заселкам и деревням.
  По материалам этой переписи самыми зажиточными в районе были семьи: выселок по р. Окол Бочкарева Кузьмы Ивановича, 8 чел. в семье,170 гол. скота, из них - 37 маралов; Астанина Дмитрия Кирилловича, с. Юстик, семья из 11 чеп.,104 гол. скота; Боровикова Андрея Киприяновича, с. Юстик, семья из 5 чел.,104 гол. скота, заведовали кожевенным заводом “Дуботалка”; на заимке Красноярской проживали семь домохозяев, семьи Кудрявцева Киприяна Кирилловича и Поносова Григория Павловича занимались мараловодством. Семьи Черепановых с выселка Щепкина имели больше 100 гол. скота и маралов; Огнев Марк Маркелович на заимке Усть-Пологой содержал 132 гол. скота; на обеих заимках было по 8 чел. грамотных. В дер. Терехте семьи Бочкарева Ипата Марковича, Нагибиных Митрофана Осиповича и Андрея Осиповича имели до 150 гол. скота вместе с маралами; Олькова Арефия Лаврентьевича -123 гол. скота и пасеку. В Верхнем Уймоне семья Варфоломея Семеновича Атаманова из 11 чел. имела 241 гол. скота; Наума Ивановича - 257 гол. скота; Бочкарева Власа Вавиловича -172 гол. скота; Бочкарева Ивана Вавиловича - 249 гол. скота; Чернова Федора Леоновича - 376 гол. скота, маралов и пасеку. Этот список можно продолжить, думается, что не стоит объяснять, почему этим и другим семьям в 1929-1937 гг. была уготована страшная участь.
  В фонде Бийского полицейского управления сохранились сведения о маслодельнях по 5-му стану байского уезда Томской губернии за май 1902 г. Так, в с. Абай в 1901 г. открыл в арендованном крестьянском доме маслодельню крестьянин Тобольской губернии Федор Андреевич Сезов. Мастером-маслоделом у него работал Печений Фирс Сергеевич, обучавшийся этому делу здесь же при мастере Николае Артемьевиче Шевелеве. В год выпускали 320 пудов масла, которое летом продавалось по 35 коп. пуд. Аналогичные маслодельни имелись в зас. Юстик, в дер. Усть-Коксе, Горбуново, Нижнем и Верхнем Уймоне, с. Катанде. Зимой эти маслодельни (всего 8) продукцию не вырабатывали.
  Также в фонде находятся рапорты Катандинского волостного правления байскому полицейскому исправнику об отсутствии в районе Катандинской волости евреев и цыган; а в подписанном листе на сбор пожертвований деньгами в пользу Красного Креста жителями с. Верхний Уймой значится 119 жертвователей: Кудрявцевы, Огневы, Клепиковы, Бочкаревы, Атамановы, Черновы, Фереловы, Рахмановы, Ерлины, Блиновы, Казанцевы, Бертyевы, Суртаевы, Бесконечины . Вносились суммы от 5 коп. до З руб. (В.И. Серков), общая сумма - 61 руб. - представлена Уймонской инородной управой с ее печатью и подписями помощника старосты Бочкарева и писаря Бенина в Бийское уездное казначейство с просьбою о зачислении их в депозит Бийского полицейского управления. Таким образом. Заселение и освоение Южного Алтая было неразрывно связано с русским расколом. Старообрядцы, представлявшие субэтническую группу русского населения с особым типом хозяйствования и духовным складом, приняли активное участие в колонизации юга Западной Сибири.

По материалам Татьяны Геннадьевны Мальцевой (ведущий специалист отдела информации и публикации документов Управления архивного депо Алтайского края, г. Барнаул)

 

Туркомплекс «Мультинские озера», © 2013,
тел. +7 (983) 328-31-77, +7 (909) 508-10-77,
почта: multozera@mail.ru, multozera@yandex.ru,
649495, Республика Алтай, Усть-Коксинский р-н,
с. Замульта, ул. Новая 4.

ВНИМАНИЕ!
Приграничная зона.
При себе иметь паспорт!
Узнать больше